Публикации специалистов

Знания наших специалистов - разъяснения законов, полезные замечания, важные, но не очевидные моменты нашей работы.

15 апрель 2016
Тесля В.А.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в случае, когда родители несовершеннолетнего по уважительным причинам (длительная командировка, экспедиция, график работы и пр.) не проживают с детьми постоянно, при этом несут бремя содержания ребёнка, принимают участие в выборе формы его образования и методах воспитания возможно учреждение опеки или попечительства по заявлению родителей. При этом родители должны в своем заявление указать причину, по которой они не могут исполнять свои родительские обязанности, срок нахождения их ребёнка под опекой или попечительством и кандидатуру предполагаемого опекуна или попечителя. Данное заявление родители могут оформить при личном обращение в орган опеки и попечительства. Опекуном ребёнка может быть назначен гражданин (гражданка) указанный в заявлении родителей, при предоставлении им (ею) документов, необходимых для назначении опеки в общем порядке (регламентируется Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан").

Дополнительную консультацию по данному вопросу можно получить в Управлении по вопросам семьи и детства, по адресу: Краснодар, ул. Кузнечная, д. 4, каб. 503, тел. 277 30 83.

15 март 2016
Тесля В.А.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На территории Краснодарского края действует Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 880-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).

21 май 2015
Тесля В.А.
Иллюстрация к публикации

В нашем городе уделяется особое внимание нуждам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее значимы в социальном плане мероприятия по обеспечению жилыми помещениями.

С 2009 года по инициативе губернатора Кубани в Краснодарском крае действует целевая программа «Дети Кубани». За время действия этой программы в городе Краснодаре приобретено 428 благоустроенных квартир.

Право на получение квартиры имеют лица из числа детей-сирот, достигшие возраста 18 лет. Жилые помещения предоставляются в случае отсутствия у данных лиц в собственности жилья, либо наличия жилья площадью менее учётной нормы...

13 май 2015
Тесля В.А.

Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи. Полоролевое развитие детей психологи рассматривают как важную часть нравственного воспитания и поэтому, признавая необходимость решать общие задачи нравственного воспитания, важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место и имеют разный удельный вес. Главное в полоролевом воспитании – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола...


Госуслуги. Информационный баннер о портале. Госуслуги. Информационный баннер о портале. Госуслуги. Информационный баннер о портале.
31 март 2015
Тесля В.А.

Правовые аспекты выселения в судебном порядке бывших членов семьи собственника жилого помещения

По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его. В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения...

14 июль 2014
Тесля В.А.

Замещающим родителям об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»


Уважаемые приёмные родители и опекуны!

Вы – законные представители детей, воспитывающихся в Ваших семьях.

Исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Вы должны принимать меры по недопущению:

  • пребывания детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей);
  • нахождения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляют услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательных деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;
  • употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
  • совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
04 сентябрь 2012
Тесля В.А.
Закон Краснодарского края от 19.07.2011 № 2312-КЗ "О патронате в Краснодарском крае" (далее - Закон о патронате) устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации патронатную форму устройства в Краснодарском крае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в кровной семье, а также дополнительные меры по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронат в Краснодарском крае (далее - патронат) - форма устройства и (или) оказания социальной помощи и поддержки детям, нуждающимся в государственной защите, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде патронатного воспитания, постинтернатного сопровождения и социального патроната.

Данный Закон не предусматривает функционирование уполномоченных служб и учреждений по организации патроната. Организация патроната как одна из форм жизнеустройства детей, потерявших родителей или нуждающихся в государственной защите, возложена на органы опеки и попечительства. Для установления патроната достаточно правового акта органа опеки и попечительства. С патронатными воспитателями предусмотрено заключение гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг. Кроме вознаграждения за оказание услуг по патронатному воспитанию, патронатные семьи получают выплаты на содержание ребёнка, размер которых приравнивается к размеру выплат на содержание ребёнка, переданного на воспитание в приёмную семью (Закон Краснодарского края от 13.10.2009 № 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае").

Особенностями Закона о патронате являются введение термина "постинтернатное сопровождение" - оказание необходимой помощи патронатным воспитателем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также установление максимального срока патронатного воспитания, который указывается в договоре о патронатном воспитании, - равного одному году.

В целом указанный Закон о патронате повторяет правоотношения приёмных родителей с органом опеки и попечительства.
30 март 2012
Тесля В.А.
В жизни иногда возникают ситуации, когда в интересах несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя. Для этих целей Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве) был введен институт предварительной опеки (попечительства). Данный институт является новеллой российского права и не был известен ранее ни российскому, ни советскому законодательству.

Под предварительными опекой и попечительством понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определённый промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина (статья 12 Закона об опеке и попечительстве).

Основываясь на нормах данной статьи, можно выделить следующие отличительные особенности предварительных опеки или попечительства:
- временный характер (при этом максимальный срок устанавливается в один месяц, но при наличии исключительных обстоятельств может быть увеличен до двух месяцев);
- применяется по усмотрению органа опеки и попечительства и зависит от конкретных обстоятельств, при наличии которых крайне нецелесообразно помещать ребёнка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- минимальный набор документов, необходимых органу опеки и попечительства для принятия решения о назначении предварительной опеки или попечительства - документ, удостоверяющий личность будущего опекуна (попечителя) и акт обследования органом опеки и попечительства условий его жизни;
- объем полномочий временно назначенного опекуна или попечителя не дает ему права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом;
- предварительные опека или попечительство могут перерасти в опеку или попечительство, которые устанавливаются без указания конкретного срока.

Предварительные опека и попечительство призваны обеспечить ускоренное устройство ребёнка в семью в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью.

Согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации немедленно отобрать ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Об отобрании ребёнка незамедлительно уведомляется прокурор.
С учётом сложившейся ситуации в подобных случаях помещение ребёнка в детское учреждение может сильно травмировать его психику. Предварительные опека и попечительство позволяют избежать этого: ребёнка вправе взять на время к себе его близкие родственники или знакомые, причем без длительного сбора и оформления многочисленных документов.

Требования к временно назначаемым опекунам или попечителям установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об опеке и попечительстве, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

Личные данные, в том числе о месте работы, имущественном положении, наличии судимости или долгов, неизвестные органу опеки и попечительства, для назначения лица опекуном (попечителем) на время правового значения не имеют.

Предварительные опека или попечительство могут быть прекращены, во-первых, по общим основаниям прекращения опеки (попечительства), которые перечислены в статье 29 Закона об опеке и попечительстве и в статье 39 Гражданского кодекса РФ, а во-вторых, в особом случае, если до истечения 1 месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя орган опеки не назначит опекуна или попечителя в общем порядке. Течение указанного срока прерывается в день принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя в общем порядке.
В исключительных случаях срок предварительной опеки (попечительства) может быть увеличен до 2 месяцев при наличии исключительных обстоятельств, например, когда срок объективно оказался слишком коротким, чтобы временно назначенный опекун или попечитель смог собрать все документы, необходимые для назначения опекуном или попечителем на постоянный срок. Увеличение срока предварительной опеки (попечительства) производится также путем издания акта органом опеки и попечительства.

В случае если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительной опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.