Проблемы полоролевого воспитания ребёнка после развода родителей

Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи. Полоролевое развитие детей психологи рассматривают как важную часть нравственного воспитания и поэтому, признавая необходимость решать общие задачи нравственного воспитания, важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место и имеют разный удельный вес. Главное в полоролевом воспитании – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения. Как мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить. Мужественность составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания в семье, которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале - с младенческого. В полной семье ребёнок буквально впитывает мужские и женские роли. Как же решать задачу полового воспитания в неполной семье?

Развод всегда разрушает привычную модель семейных отношений. Приходится пересматривать привычный образ жизни и круг обязанностей, которые складывались по мере формирования семьи.

Развод кардинально изменяет жизнь и родителей, и детей.

Необходимо выбрать иную модель воспитания детей. Возможно, одному из родителей придётся редко видеться с детьми, пока они не подрастут. Возможно раньше мама и папа всю неделю напряженно работали, общались с детьми в будние дни только утром и вечером, много времени проводили с ними в выходные и праздники. Но развод положил этому конец.

Обычно мамы больше, чем отцы, занимаются детьми и предпочитают, чтобы так оставалось и после развода. Поэтому они часто против совместного воспитания детей.

С другой стороны, папы, которые отводили себе роль добытчика, скорее всего мало занимались повседневным уходом за детьми, и по-настоящему боятся, что после развода им придётся довольствоваться лишь редкими встречами. Однако если им дать возможность, они могут подготовиться к тому, чтобы внести изменения в свой образ жизни и взять на себя больше ответственности за воспитание детей.

В настоящее время примерно 80% детей из неполных семей живут с матерью, и треть из них либо вообще не контактирует с отцом, либо делает это очень редко. Общепринятая модель воспитания детей после развода — жизнь с матерью и посещения отца — часто не устраивает ни одну из сторон. Есть доказательства, что это мало способствует формированию прочных отношений «родители-ребёнок» и может свести участие одного из них до уровня стороннего наблюдателя. Дети, о которых заботится главным образом мать, могут слишком легко потерять контакт с отцом, что может негативно сказаться на формировании понимания роли отца, мужчины и в целом на половом воспитании детей, на усвоении своей полоролевой принадлежности.

Однако недавние исследования обнадеживают: дети, которых после развода воспитывают оба родителя, лучше адаптируются к жизни, понимают роль женщины и мужчины в семье, чувствуют себя более счастливыми. Дети быстрее и легче переживут последствия развода, если будут проводить время с обоими родителями и они оба будут гибко и толерантно поддерживать эту практику. Но они обязательно пострадают, если родители будут думать только о том, что справедливо для вас, критиковать друг друга или мешать друг другу в воспитании детей. Именно договорные разумные отношения бывших супругов позволяют детям на практике увидеть, как важно договариваться и распределять роли – мужские и женские. Именно совместное воспитание и налаженный диалог между родителями, распределение обязанностей и времени общения может сделать детей гармонично развитыми и счастливыми.

Несмотря на этот негативный опыт – развод – родители должны приложить все усилия к тому, чтобы ребёнок вырос в уважении к отцу и матери, пониманию важной роли семьи, усвоению своей половой принадлежности, чтобы в будущем создать свою крепкую семью.

Опубликовано 13.05.2015, 17:27
13 май 2015
Кушнаренко И.Б.
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий