Рекомендации по выбору профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья
При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.
Представления о выбираемой профессии у подростков, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ограниченными возможностями здоровья отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как программист, юрист, врач и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь и т. п.).
Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств.
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у таких учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы.
Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на опекунов и приёмных родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто замещающие родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих подопечных детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учёбе ребёнка в «специальной школе» и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние родителей.
Замещающие родители, занимающиеся трудоустройством своих подопечных, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Самая главная ценность – это здоровье и благополучие ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребёнку, соответствуют его здоровью и способностям.
Опекунам и приёмным родителям необходимо обладать специальными компетенциями для оказания поддержки в принятии подопечными верного решения в выборе профессии:
- знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка, наличие значимых мотивов и потребностей, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей;
- ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми;
- активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив;
- умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребёнка.
При оказании помощи подростку в выборе профессии рекомендуем замещающим родителям руководствоваться следующими правилами:
- Проанализировать вместе с подростком три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать план по получению им профессии в действие:
- Первый фактор «Хочу» - помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
- Второй фактор «Могу» - познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии, учесть состояние здоровья.
- Третий фактор «Надо» - обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
- Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора, подобрать несколько учебных заведений.
- Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
- Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
- Продумать вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Список учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья
(в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края № 4869 от 29.11.2019)
№ п\п | Учебное заведение | Специальность |
---|---|---|
1. |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум» Телефоны: (861) 252-08-10; (861) 252-03-83 г. Краснодар, ул. Московская, 81 (1 корпус) |
Повар |
2. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж» Телефон: (861) 237-48-37 г. Краснодар, ул. Евдокии Бершанской, 220 |
Штукатур |
3. |
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриальный техникум для инвалидов» Телефон: (861) 231-61-34 г. Армавир, ул. Кирова, 55 Прием заявлений и необходимых документов осуществляется и в электронной форме (электронный адрес: apy@bk.ru) |
Швея Рабочий зелёного строительства Садовник Обувщик по ремонту обуви |
4. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриально-строительный техникум» Телефон: (86137) 5-09-65 г. Армавир, ул. Новороссийская, 104 |
Штукатур Облицовщик-плиточник |
5. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» Телефон: (962) 872-57-33 г. Ейск, ул. Коммунистическая, 83/3 |
Каменщик Повар |
6. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Динской механико-технологический техникум» Телефон: (86162) 6-26-14 ст. Динская, ул. Красная, 152 |
Штукатур |
7. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский технический колледж» (филиал) Телефон: (86145) 3-84-38 ст. Кущевская, ул. Ленина, 44 |
Штукатур |
8. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кореновский политехнический колледж» Телефон: (861) 424-71-43 г. Кореновск, ул. Выселковская, 29a |
Облицовщик-плиточник Повар |
9. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский профессиональный техникум» Телефон: (86172) 6-52-03 г. Новороссийск, тер. з-да Пролетарий |
Штукатур |
10. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Щербиновский индустриальный техникум» Телефон: (86151) 7-78-13 ст. Старощербиновская, ул. Красина, 133/1 |
Облицовщик-плиточник Повар Каменщик |
11. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Лабинский социально-технический техникум» Телефон: (86169) 3-28-01 г. Лабинск, ул. Халтурина, 14 |
Маляр |
12. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» Телефон: (86191) 4-43-39 ст. Новолеушковская, ул. Лермонтова, 32 |
Облицовщик-плиточник Повар Каменщик |
13. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум» Телефоны: (86146) 4-16-81, (86146) 4-32-07 г. Славянск-на-Кубани, ул. Краснодарская, 248 |
Облицовщик-плиточник Каменщик Швея Садовник |
14. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум» (филиал) Телефоны: (86148) 3-64-49, (86148) 3-64-05 Темрюкский район, п. Веселовка,ул. Гвардейская, 5. |
Штукатур Маляр Садовник |
15. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тимашевский техникум кадровых ресурсов» Телефон: (861) 235-10-36 г. Тимашевск, ул. Степанова, 54 |
Повар |
16. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропотнинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» (филиал) Телефон: (86158) 6-32-76 Тбилисский район, с. Ванновское, ул. Ленина, 69 |
Штукатур |
17. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тихорецкий индустриальный техникум» Телефон: (86196) 4-72-95 Тихорецкий район, пос. Парковый,ул. Гагарина, 32 |
Облицовщик-плиточник |
О наличии общежития в конкретном образовательном учреждении необходимо уточнять по телефону.