Рекомендации по выбору профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья

При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.

Представления о выбираемой профессии у подростков, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ограниченными возможностями здоровья отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как программист, юрист, врач и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь и т. п.).

Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств.

Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у таких учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы.

Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на опекунов и приёмных родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто замещающие родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих подопечных детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учёбе ребёнка в «специальной школе» и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние родителей.

Замещающие родители, занимающиеся трудоустройством своих подопечных, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Самая главная ценность – это здоровье и благополучие ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребёнку, соответствуют его здоровью и способностям.

Опекунам и приёмным родителям необходимо обладать специальными компетенциями для оказания поддержки в принятии подопечными верного решения в выборе профессии:

  • знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка, наличие значимых мотивов и потребностей, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей;
  • ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми;
  • активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив;
  • умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребёнка.

При оказании помощи подростку в выборе профессии рекомендуем замещающим родителям руководствоваться следующими правилами:

  1. Проанализировать вместе с подростком три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать план по получению им профессии в действие:
    • Первый фактор «Хочу» - помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
    • Второй фактор «Могу» - познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии, учесть состояние здоровья.
    • Третий фактор «Надо» - обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
  2. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора, подобрать несколько учебных заведений.
  3. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  4. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  5. Продумать вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Список учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья
(в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края № 4869 от 29.11.2019)


№ п\п Учебное заведение Специальность

1.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум»

Телефоны: (861) 252-08-10; (861) 252-03-83

г. Краснодар, ул. Московская, 81 (1 корпус)

Повар

2.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

Телефон: (861) 237-48-37

г. Краснодар, ул. Евдокии Бершанской, 220

Штукатур

3.

Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриальный техникум для инвалидов»

Телефон: (861) 231-61-34

г. Армавир, ул. Кирова, 55

Прием заявлений и необходимых документов осуществляется и в электронной форме (электронный адрес: apy@bk.ru)

Швея

Рабочий зелёного строительства

Садовник

Обувщик по ремонту обуви


4.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриально-строительный техникум»

Телефон: (86137) 5-09-65

г. Армавир, ул. Новороссийская, 104

Штукатур

Облицовщик-плиточник

5.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

Телефон: (962) 872-57-33

г. Ейск, ул. Коммунистическая, 83/3

Каменщик

Повар

6.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Динской механико-технологический техникум»

Телефон: (86162) 6-26-14

ст. Динская, ул. Красная, 152

Штукатур


7.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский технический колледж» (филиал)

Телефон: (86145) 3-84-38

ст. Кущевская, ул. Ленина, 44

Штукатур


8.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кореновский политехнический колледж»

Телефон: (861) 424-71-43

г. Кореновск, ул. Выселковская, 29a

Облицовщик-плиточник

Повар

9.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский профессиональный техникум»

Телефон: (86172) 6-52-03

г. Новороссийск, тер. з-да Пролетарий

Штукатур


10.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Щербиновский индустриальный техникум»

Телефон: (86151) 7-78-13

ст. Старощербиновская, ул. Красина, 133/1

Облицовщик-плиточник

Повар

Каменщик

11.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Лабинский социально-технический техникум»

Телефон: (86169) 3-28-01

г. Лабинск, ул. Халтурина, 14

Маляр

12.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий»

Телефон: (86191) 4-43-39

ст. Новолеушковская, ул. Лермонтова, 32

Облицовщик-плиточник

Повар

Каменщик

13.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум»

Телефоны: (86146) 4-16-81, (86146) 4-32-07

г. Славянск-на-Кубани, ул. Краснодарская, 248

Облицовщик-плиточник

Каменщик

Швея

Садовник

14.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум» (филиал)

Телефоны: (86148) 3-64-49, (86148) 3-64-05

Темрюкский район, п. Веселовка,ул. Гвардейская, 5.

Штукатур

Маляр

Садовник

15.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тимашевский техникум кадровых ресурсов»

Телефон: (861) 235-10-36

г. Тимашевск, ул. Степанова, 54

Повар

16.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропотнинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» (филиал)

Телефон: (86158) 6-32-76

Тбилисский район, с. Ванновское, ул. Ленина, 69

Штукатур

17.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тихорецкий индустриальный техникум»

Телефон: (86196) 4-72-95

Тихорецкий район, пос. Парковый,ул. Гагарина, 32

Облицовщик-плиточник


О наличии общежития в конкретном образовательном учреждении необходимо уточнять по телефону.

Опубликовано
04 июня 2020
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий