Самовольные уходы детей

Дети и подростки с нарушением социальных норм поведения имеют ряд личностно-психологических особенностей и социально - психологических факторов, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом.

Своевременная психологическая диагностика и адекватная психокоррекция позволит на ранних этапах выявить подростков, склонных к нарушению поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.

Семья внешне может быть вполне благоприятной и даже обеспеченной, но это совсем не показатель психологического комфорта в ней. Иногда поле ссор с замещающими родителями дети уходят из дома, и пытаются таким образом привлечь внимание своих законных представителей. Большинство детей имеют неврологические, психологические и психические проблемы.

Врачи психиатры описали феномен под названием «дромомания» (от греческих слов «дромос» — дорога, путь и «мания» — одержимость, страстное влечение). Это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями, обычно как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга. Дромомания — не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других психических расстройств.

Иногда основным побудительным мотивом становится так называемый сенсорный голод — потребность в новых и ярких впечатлениях. Ребёнок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далёкие страны.

Протест - такое поведение, в отличие от истинной дромомании, как правило, является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребёнка. Но нередко уход воспринимается как манифест: ребёнок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести: любопытство; стремление познать и испытать как можно больше; переживание «драйва»; скука; отсутствие смысла жизни; хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии значимых взрослых; неразвитость творческих способностей; принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»); протест против родителей; стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей); замкнутый круг и т.д.

Основные цели самовольных уходов детей из дома можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребёнок может уйти.

  1. Ребёнок стремится покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:
    • ущемления прав ребёнка родителями, старшими взрослыми;
    • жестокого обращения со стороны старших детей или родителей;
    • издевательствами со стороны сверстников.
  2. Ребёнок стремится избежать давления и дисциплинарных санкций со стороны взрослых.
  3. Ребёнок стремится привлечь внимание родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.
  4. Ребёнок ищет среду, где будет более успешным.
  5. Ребёнок ищет развлечений и удовольствий.
  6. У ребёнка тяжело протекает возрастной кризис.

Советы для взрослых

Во всём необходимо находить «золотую середину». Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних, либо чрезмерный контроль над несовершеннолетними со стороны законных представителей, заставляет детей убегать из дома, чтобы почувствовать свободу. Конечно, вы должны знать, где и с кем ребёнок проводит время, но это не повод досконально по минутам его контролировать. Если хотите, чтобы ребёнок с вами делился, тогда начните сначала сами делиться с ним информацией или событиями. Увидите, через некоторое время он тоже захочет с вами поделиться или рассказать что-нибудь важное для него. Старайтесь говорить детям правду.

Важно понимать, что дети сейчас растут в другое время и интересы у них совсем другие, не такие как были у Вас. Им сейчас приходится очень быстро учиться усваивать и осваивать информацию с помощью интернета, компьютера, телефона и т.д. Незнание родителями или законными представителями друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребёнка. Или наоборот, влияние на ребёнка с помощью этих друзей и подруг, может увеличить вероятность самовольного ухода. Поддержите детей, помогите им, и они в ответ помогут Вам. Постарайтесь изучить новейшие информационные технологии, с помощью которых вы будете знать с кем общается ваш ребёнок.

Дети, пережившие психологические травмы очень чувствительны к своим неудачам и им очень важна поддержка и одобрение со стороны близких людей. Чаще говорите ребёнку, что у него всё в жизни получится, что он очень хороший, весёлый и смелый ребёнок. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые Вам взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

Любите своих детей, принимайте их такими, какие они есть, поддерживайте их в трудные минуты, доверяйте им. Только тогда, когда вы будете относиться к ним с уважением, они будут также относиться к Вам. Покажите им положительный пример. А поговорить о случившемся вы всегда успеете. Очень важно своевременно обратиться к квалифицированным специалистам и предотвратить самовольные уходы детей из дома.

Если в доме царит счастье и согласие – он никогда не станет для детей тесным.

ДЕЙСТВИЯ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В СЛУЧАЯХ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОПАЖИ ДЕТЕЙ.

Замещающим родителям необходимо:

  1. При задержке ребёнка более часа или двух часов от назначенного времени возращения:
  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребёнок, чтобы уточнить причину задержки;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции, если ребёнок задерживается очень длительное время, и вы не можете его найти.

В случае необнаружения ребёнка после выполнения действий п.1, сделать письменное заявление в органы полиции по месту проживания и известить специалиста Управления. При обнаружении пропавшего ребёнка сообщить в органы полиции и в Управление об его возвращении.

Опубликовано 28.09.2015, 14:22
28 сентябрь 2015
Кушнаренко И.Б.
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий