О готовности подростков к выбору профессии

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Луций Анней Сенека, римский философ, поэт и государственный деятель


Выбор профессии – одно из самых важных и ответственных решений. Вместе с тем оно не является необратимым. То, что сегодня выбирает старшеклассник, – это всего лишь отражение его текущих потребностей и интересов. Идеально, если выбранное направление будет востребованным и интересным в течение десятилетий. Изменение предпочтений вовсе не трагично. Теперь это станет, скорее всего, новой нормой. Эксперты утверждают, что выбор профессии на всю жизнь постепенно обретает черты пережитка прошлого и считается непрактичным. Прогресс вносит настолько серьезные коррективы в нашу жизнь, что навряд ли удастся проработать на одном месте до пенсионного возраста. Стремительные изменения в мире не дают возможности предугадать, каким будет рынок труда, например, через 10-20 лет. Вполне вероятно, что популярные и высокооплачиваемые сегодня специальности утратят свою актуальность. Однако это не должно смущать или пугать. Возможность изменить профиль деятельности или начать все сначала получит каждый – независимо от возраста и имеющегося багажа знаний, умений и навыков.

О профориентации написано много. Легко внести в интернете свой вопрос, касающийся данной темы, и в один клик получить на него ответ, и массу другой информации. Не изученным этот вопрос точно не назовёшь. Но тогда почему тысячи выпускников школ и их родители ежегодно ломают голову: кем стать и куда пойти учиться? Мнение умудрённых опытом родителей в подростковом возрасте для детей отходит на второй, а то и на третий план. В этот период для них более значимо мнение посторонних людей, сверстников, позиции их кумиров, модных звёзд, которым они верят, стремятся подражать, что является одной из ошибок при выборе профессии. Это не осознаётся и не понимается в силу отсутствия опыта. А он, опыт, как шутил А.С. Пушкин, «сын ошибок трудных». Человек набирается опыта, используя метод проб и ошибок. Ошибка – это отрицательный результат, но он не менее важен, чем положительный.

Особенность подросткового периода такова, что дети, чаще всего, воспринимают советы родителей, как давление на себя, что порождает конфликты и не решает проблемы. И хорошо, если, имея затруднения, родители знают, что можно с этим вопросом обратиться к профконсультанту, которого можно найти в службе труда и занятости населения, к психологу, который владеет методами профориентации или в кадровые агентства по подбору персонала. Но профконсультант не волшебник, молниеносно разрешающий все тревоги и сомнения, определяющий именно ту единственную профессию, которая будет отвечать всем амбициозным интересам и планам подростка и его родственников. Лучше всего профконсультанта назвать проводником, помогающим идти оптанту (от латин. optacio — желание, избрание), а именно так принято называть человека, выбирающего себе профессию, по пути самопознания и самоопределения. А возможно ли, что называется, в выборе профессии и образовательном маршруте по окончании школы попасть в десятку? Возможно, но для этого необходимо самостоятельно или при помощи профконсультанта ответить себе на многие вопросы и иметь на это достаточно времени, и одной консультации со специалистом может быть недостаточно.

Любой профконсультант, к которому обращаются за помощью, уже в процессе установления контакта с подростком всегда определяет для себя уровень его мотивации и готовности к профессиональному самоопределению. Это необходимо для понимания того, сколько времени может потребоваться оптанту для самоопределения и какие методы необходимо применить, чтобы подвести его к самостоятельному, осознанному, ответственному выбору профессии. Поэтому с выпускниками 9 и 11 классов школ начинать консультирование по профориентации желательно не позднее 8 класса, чтобы инициировать их активность: в выполнении поставленных целей, на выработку чёткого плана действий, на повышение успеваемости. И самое главное, чтобы на это было достаточно времени.

На характер мотивации, профессиональной зрелости/готовности юноши или девушки к совершению адекватного профессионального выбора оказывают влияние сформированные в течении жизни уровень развития у них пяти основных параметров: автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решение, умение планировать свою профессиональную жизнь и наличие адекватного эмоционального отношения к выбору. Раскрытие и понимание каждого параметра отдельно может помочь родителям пересмотреть свои взгляды на методы, стиль воспитания и взаимоотношений с ребёнком.

  1. Автономность – это, с одной стороны, принадлежность к миру людей, а с другой – индивидуальность и неповторимость. Это понимание своих сильных и слабых сторон; умение определить их в себе и использовать наилучшим образом, умение управлять ими; понимание, что только сам человек – хозяин своей судьбы, только он в состоянии сделать себя счастливым и удачливым и добиться всего, что наметил. Любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и так далее) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне. Формирование автономности чаще всего приходится на ранний юношеский возраст и заканчивается в зрелые годы.
  2. Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями (здоровья, характера и пр.)для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

А) Информация о мире профессий в целом: знание отдельных профессий; знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

По данным исследований, большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь уже школьники 4-го класса, когда поиск в мире профессий идет вширь. Уже в 4-м классе сформированность профессиональной позиции проявляется: в положительном отношении к любому виду труда; в осведомленности относительно основных массовых профессий; в умении различать связи между профессиями; в умении выделять основные требования профессии к человеку. Обычно четвероклассник бывает знаком с 13-16 профессиями.

Б) Информация об отдельных профессиях или группах профессий. В практике профконсультирования обычно диагностируется: уровень знакомства подростка с различными профессиями (условия работы, требования к уровню образования, перспективы профессионального роста и др.); его знания о способах овладения предпочитаемой профессией; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Кроме того, важным является вопрос об источниках получения профессиональной информации. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и ошибки в выборе профессии. Но все же основная проблема, встающая при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, как человек усваивает поступающую информацию и соотносит ее со своими особенностями.

  1. Умение принимать решения. Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно — всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения.

Мало понять, что в данной ситуации от человека требуется самостоятельное принятие решения. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Кроме того, важно знать алгоритм принятия решения. Существует несколько моделей подобных алгоритмов. Итак, каковы же этапы процесса принятия решения? Дж. Крумбольтц, психолог, специалист в области карьерного консультирования и профориентации, в 1965 г. выделил шесть основных этапов.

  • Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа — глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.
  • Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее собранная информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.
  • Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
  • Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям, состоянию здоровья. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало все эти факторы.
  • Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
  • Формулировка плана действий для новых возможностей и развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели. Только в этом случае его развитие не остановится.
  1. Умение планировать свою профессиональную жизнь. Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем (получение смежной профессии, повышение квалификации и пр.).
  2. Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Эмоциональное отношение, или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. У старших школьников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости.

Таким образом, правильно выстраивая воспитание ребёнка, родители постепенно могут самостоятельно сформировать у него готовность к выбору профессии, который пройдёт легко, просто и гладко. Да, да, такое бывает! Что же можно посоветовать заботливым родителям, желающим оказать помощь своему чаду в выборе профессии?

- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.

- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.

- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.

- Дать максимум информации о разных профессиях.

- Подсказать неочевидные решения, например, рассказать о редких специальностях или о специальностях, востребованных в других регионах.

- Показать пути достижения его идеальной профессии.

Ну, а если не получается, или уже до принятия решения остаётся мало времени, то лучше обратиться к специалисту-профконсультанту, который сделает этот процесс для ребёнка увлекательным и эффективным.

Опубликовано
24 июня 2022
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий