Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Предупреждение употребления несовершеннолетними психоактивных веществ

Исследования Института возрастной физиологии РАО показали, что число несовершеннолетних, экспериментирующих с алкоголем, табаком, наркотиками и токсическими веществами, растет от среднего школьного возраста к старшему и в X-XI классах является максимальными. Это касается всех без исключения веществ, с которыми экспериментируют несовершеннолетние, и свидетельствует о том, что ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотиков и токсических веществ прекрасно «уживаются друг с другом». Исследование американского ученого Д.В. Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически «снимает запрет» на употребление других.

В основе употребления психоактивных веществ имеется множество различных причин – от физиологических до социальных. Дети начинают принимать их, пытаясь тем самым уйти от проблем, избавить себя от неприятных ощущений и внутреннего дискомфорта. Сегодня, в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики, 14 лет. Таким образом, профилактика зависимого поведения - одна из основных задач родителей. Чем же родители могут помочь своим детям? Что должны предпринять, чтобы уберечь своего ребенка от алкоголя и наркотиков?

Подросток нуждается в ненавязчивой поддержке родителей, для него важен их положительный пример, в том числе подростку необходимы занятия во внеурочное время по душе и позитивные увлечения. Чем больше подросток получает поддержки со стороны близких и друзей, понимает, что он ценен и успешен, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе и личной жизни в будущем.

Однако, занятость родителей, воспитание по принципу «нас так воспитывали и ничего людьми выросли….»,  нежелание задумываться об альтернативных моделях воспитания приводит к совершенно противоположному эффекту.

Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка

Подросток обращается к наркотикам и другим психоактивным веществам, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. Отсутствие теплых отношений в семье, поддержки, семейная разобщенность, конфликты – все это может быть одной из причин для приобщения подростка к наркотикам.

Подросток, не справляясь с какой-либо конфликтной ситуацией может обратиться за «помощью» к алкоголю и наркотикам, принимая их за своего рода «безобидный допинг», дающий возможность справляться с тревожностью, а также якобы повышающий авторитет среди ровесников.

Авторитет родителей очень важен для подростка

Взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для ребенка и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.

Подросток из семьи, где выстроены гармоничные внутрисемейные отношения имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых прибегают к наркотикам. Ребенок, знающий, как справляться с проблемами, способный хорошо общаться и находящийся в безопасности, менее предрасположен к употреблению наркотических веществ.

Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют, что подросток не станет употреблять наркотики. Если в его сознании не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной микросреды, где их употребляют.

Не допустить употребления подростком наркотиков возможно лишь при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для подростка невозможным получить помощь от родителей, даже если они в ней нуждаются.

Если родители понимают, что ребенок стал не таким, как обычно, им следует обратить внимание на общие признаки употребления психоактивных веществ:

  • явно проявляющаяся скрытность ребенка;
  • снижение учебной мотивации (падает интерес к учебе, к прежним увлечениям);
  • частые пропуски занятий, ухудшается успеваемость;
  • изменение ритма сна (в течение дня подросток может быть вялым, медлительным, буквально засыпать на уроках);
  • общение с прежними друзьями прекращается или сводится к минимуму, появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей изменяются;
  • внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
  • запах бытовой химии (ацетона, лака, растворителя и др.) от одежды и волос ребенка;
  • изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно несоответствующие данной ситуации;
  • нарушение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
  • изменение координации движений: страдают их плавность, скорость, соразмерность и появляются размашистость, резкость, неточность; появляются неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушается почерк;
  • изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
  • блеск глаз, сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
  • нарушение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
  • изменение речи: её ускорение, подчёркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечёткость речи («каша во рту»).

Как можно научить ребенка говорить «нет»

Важно намерение родителей формировать самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважения к себе. Вырабатывать в сознании ребенка самостоятельность мышления и независимость от мнения окружающих. Ребенок, который не научится говорить нет родителям, вряд ли сможет сказать это другим людям. Родителям необходимо уважать мнение ребенка, при этом научить аргументировать свои «нет», предупреждать о последствиях. Научить его устанавливать личные границы. В общении с подростком использовать формулировки «я хочу» или «я не хочу». Например – «Я не хочу, чтобы ты брала мои вещи» вместо «Тебе нельзя брать мои вещи». При установке ограничений такая позиция более открытая и честная, она не использует власть родителя в семье и обозначает его желания, а значит, учит подростка уважать личные граница.

Родителям удобней, когда ребенок послушен, не сопротивляется воспитательным воздействиям, однако именно родители могут развивать в ребенке способность сопротивляться давлению ровесников или группы, не поддаваться на уговоры, отказывать, если предлагаемое ему не нравится. 

При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Опубликовано
05 мая 2022
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий