Воспитываем в ребёнке самостоятельность

Иллюстрация к публикации

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «всё лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за повседневные дела, становятся: требовательными, неуверенными в себе, склонными к депрессивным переживаниям, нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня».

«Если твердить ребёнку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные» слова» - говорит автор книги.

Правила воспитания самостоятельности у ребёнка

  1. Уверенность родителей: «Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней. Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей. Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться.

Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело» (чистить зубы, купаться, причёсываться и др.), «Мои вещи» (убирать игрушки, складывать одежду, собирать портфель и пр.) и «Дела семьи» (помощь по дому, прогулки с собакой и т.д.).

  1. Поддержка. Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

Самостоятельность и одиночество – не тождественные понятия. В процессе воспитания родителям важно донести до понимания ребенка: принимая решения сам, он не лишен поддержки с их стороны, и всегда может рассчитывать на мудрый совет и своевременную помощь. 

  1. Развитие навыка. Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

  1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
  2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
  3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
  4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
  5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.
  6. Правильные границы: «Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать. Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия. Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

  1. Давать право на ошибку. Родителям нужно понимать, что в течение жизни ребёнка будет сопровождать череда ситуаций разного уровня сложностей. И, оказавшись в затруднительном положении или ситуации, требующей принятия важного решения, он не должен бояться делать выбор. Если не получилось в первый раз, то обязательно получится в следующий.
  2.  Учитывать возраст. Предъявляя к ребёнку завышенные требования, можно столкнуться с неизбежной чередой конфликтов. Родителям следует осознавать, что от детей дошкольного возраста не стоит ожидать навыков, которыми владеют подростки. Немаловажное значение имеет детский темперамент, состояние его здоровья, темпы развития.
  3.  Не иронизировать. Почти во всех случаях дети воспринимают сарказм тяжело – в зависимости от возраста, такое отношение взрослых может воспринимать как агрессивно, так и меланхолически. Чтобы у ребёнка образ родителей не отождествлялся с ролью насмешников, взрослые должны толерантно подходить к вопросу выражения замечаний, не подвергать иронии поведение или слова ребёнка. Особенно, если какую-либо деятельность дети совершают впервые. Похвала и поддержка – эффективные инструменты, применяемые для построения доверительных отношений в семье.
  4. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека. Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

Что нужно сделать родителям для самостоятельного выполнения ребёнком школьных домашних заданий?

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать, когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично. При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы. Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

  1. Мотивировать к познанию нового. Иногда, чтобы не допустить ошибок, дети отказываются от изучения новых для себя вещей, действий. Чтобы построить доверительные отношения и повысить самооценку ребёнка, нужно объяснить, что новый опыт не всегда отождествляется с неудачами. Важно донести до него, что от ребёнка не откажутся и не отвернутся, даже если конкретное действие завершится неудачно (например, участие в конкурсе, соревнованиях). Кроме остальных положительных аспектов, такая тактика родителей будет вдохновлять ребёнка к совершенствованию умений.
    10. Не усердствовать с контролем. Пристальное отслеживание выполнения домашнего задания, круга общения ребёнка и остальных аспектов его жизни не оставляет ему выбора для проявления самостоятельности. Такие дети чувствуют себя подконтрольными, не имеющими права выбора, что негативно отражается на их самооценке и повышает риск формирования безответственности. Намного важнее научить правильному выбору друзей, обратить внимание на то, какими качествами должен обладать хороший человек.

Детская самостоятельность – состояние, при котором ребёнок один принимает решение в том или ином вопросе. Эта черта характера способствует формированию самодостаточности, независимости, уверенности в себе и адекватной самооценке, что в совокупности благоприятно отражается на адаптации ребёнка к социуму и реализации в нем.

По материалам книги Е.Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности»

Опубликовано
16 августа 2021
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий