Родительские компетенции или одной любви недостаточно

Для большинства опекунов и приёмных родителей принятие на воспитание ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, – это осознанный выбор, взвешенное и продуманное решение. Подавляющим большинством будущих замещающих родителей движет любовь, желание добра детям, которые войдут в их семью.
Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления его личности.
Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.
Однако, руководствуясь «любовью», замещающие родители:
- не обследуют подопечных у врачей, психиатра, в том числе, закрывая глаза на странности в поведении, суицидальные мысли и высказывания, аутодеструктивное поведение (порезы рук, фото с крыш высотных домов, приём лекарств без назначения врача и пр.), жестокость к людям и животным, проблемы с питанием и двигательной активностью;
- потакают игровой и компьютерной зависимости;
- переводят ребёнка из школы в школу, когда ситуация с поведением и успеваемостью подопечного выходит из-под контроля, не пытаются выяснить причину плохого поведения и научить ребёнка учиться, заводить друзей и выполнять правила школы;
- не приучают к труду и помощи по дому;
- игнорируют употребление подростками алкоголя и других психоактивных веществ;
- «не выносят сор из избы» при кражах, угоне подопечными велосипедов, воровстве денег из дома, вещей у одноклассников;
- зачастую, будучи бабушками, тётями, сёстрами, не могут полноценно выступать в роли родителя подопечного.
Глубинная память ребёнка сохраняет образцы взаимодействия с близкими людьми, постоянно повторяемые в дальнейшем при взаимодействии с окружением. Стойкость схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с кровной семьёй, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации к новой приёмной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились. Для этого нужно не только любить ребёнка, но и обладать достаточными родительскими компетенциями, быть компетентным родителем.
Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребёнка-сироты с учётом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития. Для этого замещающий родитель кроме способности любить, должен обладать широким спектром компетенций, т.е. специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.
Замещающие родители должны знать:
- законодательство по проблемам защиты детства;
- нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;
- структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;
- основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;
- основы анатомии и возрастной физиологии;
- особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- особенности образа жизни семей «группы риска» и специфику развития в них детей.
Замещающие родители должны уметь:
- осуществлять уход за детьми;
- организовывать совместный быт и досуг;
- создавать развивающую среду;
- создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;
- строить отношения с ребёнком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, психопатия, неврозы, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения с кровной семьёй подопечного, со специалистами органа опеки и попечительства, школы и других учреждений и организаций;
- эффективно воздействовать на личность ребёнка с целью её гармонизации;
- реализовывать эффективный стиль воспитания;
- реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.
Кроме этого, на успешность приёмных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:
- умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;
- понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребёнка;
- отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.
Особое значение имеют:
- ответственность и эмоциональная уравновешенность личности;
- физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребёнком;
- способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими;
- коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов.
Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.
Основной направленностью детско-родительских отношений в замещающей семье должно стать удовлетворение потребности ребёнка в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении со взрослым, который любит и принимает его.
Научиться быть ответственным и компетентным замещающим родителем можно. Для этого в муниципальном образовании есть все возможности:
- помощь специалистов органа опеки и попечительства;
- сопровождение в ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, ул. Фестивальная, д. 16, тел. 89892652827), где можно пройти и программу повышения психолого-педагогической компетентности замещающих родителей «Успех».