В школу или подождать?
Многие родители задаются этим вопросом, не имея возможности проверить готовность ребёнка к школе. Авторы книги «Школа домашнего мышления» разработали методику, помогающую родителям соотнести требования школы с возможностями ребёнка. Не упустите время и воспользуйтесь семейным отдыхом, чтобы разобраться в этой важнейшей для будущего первоклассника проблеме. Итак, начинам проверку!

1.Умеет ли ваш ребёнок слушать и выполнять указания взрослого?

Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребёнку «порисовать красивые узоры»:
- Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни её в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведёшь её в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линий определим по количеству клеток.
Теперь покажите ребёнку, откуда нужно начать рисунок, и диктуйте:
- Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо и т.д.
При правильном выполнении диктанта должен получиться такой узор:
В школу или подождать?

Если ребёнок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведёт рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий:
- Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две направо. Одна вниз и т.д. Дальше рисуй сам.
Ваша задача - дать ребёнку три рисунка, не считая тренировочного. Вот они:
В школу или подождать?        В школу или подождать?        В школу или подождать?

Как видите, описать их нашим методом вам будет не трудно. По ходу рисования уже не даётся никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. После двух-трёх повторений фигур диктовку прекратите, пусть ребёнок самостоятельно продолжает узор до конца строки.

Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям: безошибочное воспроизведение с голоса - 4 балла, одна - две ошибки - 3 балла, за большее число ошибок- 2 балла. Если ошибок больше, чем правильных участков, ставится 1 балл, если правильных участков нет вовсе - 0 баллов. Теперь сложим все баллы, полученные ребёнком за каждый узор. К концу седьмого года, за 2-3 месяца до школы, эта цифра должна составить не менее 7 баллов. Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно несколько ниже. Нормой можно считать 5 баллов.

2. Развита ли у вашего ребёнка механическая память?

Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство должно быть односложными, но могут быть и двусложными. Например:

год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын

Теперь попросите ребёнка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание проверяемого. Итак, малыш вспомнил несколько слов, и уже никакие ваши подбадривания не помогают ему при помнить еще что-нибудь. Прочтите все слова и попросите его вспомнить и названные, и новые. Как правило, и со второго чтения ребёнку не удаётся запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно - и четвертый. На листке фиксируете результаты всех четырех проверок. Пятую проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели:
  • с первого раза ребёнок запомнил не менее 5 слов;
  • в итоге (после 3-4 чтений) выучено 9-10 слов;
  • за час забыто не более двух слов из выученных;
  • по ходу выучивания не было провалов, когда ребёнок после одного из чтений вспомнил меньше слов, чем после предыдущего.
В большинстве случаев наличие провалов - признак нервного переутомления. Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов.

3.Развита ли у вашего ребенка логическая память?

Дайте ребёнку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.
- я буду говорить слова, а ты к каждому из них быстро сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорошим - главное, чтобы помог напомнить слова. Для запоминания предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок готов. Если ребенок говорит, что не знает, как нарисовать картинку то объясните ему, что нужна картинка только напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет. После выполнения всех заданий, рисунки забираются.
Через час- полтора, показывая каждый из сделанных рисунков, вы спрашиваете: для какого он слова? Не поправляйте ребенка, если он вспомнил неверно, а задайте дополнительные вопросы:

- Нет, тут было не «дети играют», а как?
- Игра!
- Правильно, а какая игра?

В оценке результатов главное: понял ли ребёнок, что рисунки должны стать средством запоминания слов. Непонимающий этого уже в самом процессе рисования забывает заданное слово. Обычно в таких случаях рисунки бывают крупными и весьма подробными, с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Когда деятельность ребёнка выглядит так, нет смысла давать ему весь список, достаточно двух-трёх. Опосредованная память и способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно.

В шестилетнем возрасте встречается частичное понимание задания, т. е. пока ребёнок рисует схематично, некрупно он понимает заданное слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода и больше. Используйте эти занятия для развития способностей будущего школьника. Если же остаётся всего один - два месяца, то можно опасаться трудностей с запоминанием учебного материала. С первых же дней следите, насколько хорошо понимает и запоминает ребёнок учебный материал, сразу же повторите объяснение, если оно забыто.

4. Владеет ли ваш ребёнок арифметическими операциями?

К концу дошкольных лет ребёнок должен свободно пересчитывать предметы в пределах десяти. Разбираться в понятиях «больше» или «меньше», «столько же». Проверьте, может ли он складывать и вычитать. возьмите коробок спичек и скажите: «Здесь лежит 3 спички».

Затем покажите ему 2 и спросите: «Сколько их?» Получив ответ, положите их в коробку и спросите: «Сколько теперь в коробке?» Проделайте эту процедуру с разными количествами, затем скажите: в коробке-6 спичек. На глазах у ребёнка выньте 2 и спросите: «Сколько осталось?» Главное, чтобы содержимое коробки он не видел. Ребёнок должен уметь прибавить 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7, или вычесть столько же из любого числа от 4 до 10. Если счётные операции сформированы в пределах 5-6, то это тоже не страшно. Хуже если ребёнок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых, - если ему обязательно нужно саму пересчитать спички, лежащие в коробке.

5. Готов ли ваш ребёнок к владению письмом?

Предложите ему нарисовать несколько узоров. Начальную их часть нарисуйте сами, для этого задания используется нелинованная бумага.
В школу или подождать? В школу или подождать?

На этом рисунке показано, как выполняет задание ребёнок, готовый к обучению письму. А вот так выглядят узоры, нарисованные ребёнком, плохо управляющим движениями своей руки.
В школу или подождать?

Все предлагаемые задания должны выполняться не чаще раза в 3-4 месяца, чтобы оставаться для ребёнка мало знакомыми.
Вернуться

Опубликовано 22-07-2013, 11:26