Особенности профессиональной ориентации детей и подростков из замещающих семей

Берись за то, к чему ты склонен,

Коль хочешь, чтоб в делах

Успешный был конец.

И.Крылов

В профессиональной ориентации детей и подростков из замещающих семей необходимо учитывать в первую очередь психолого-педагогические особенности подросткового возраста и тот факт, что некоторые дети ранее в своей жизни, прежде, чем оказаться в замещающей семье, находились в особом социальном положении: долгое время проживали в неблагополучных семьях, пережили различные психологические травмы, родительскую депривацию, были трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, неуспевающими и недисциплинированными, с разного рода отклонениями в здоровье. И, как правило, у данной категории детей в процессе развития были пропущены так называемые сензитивные (т.е. благоприятные) периоды — периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития возрастных новообразований личности ребёнка, так необходимых для его социализации и постепенного профессионального самоопределения, реализация которых происходит через организацию ведущей деятельности ребёнка на разных его возрастных этапах. Ребёнку, который был лишён возможности проживания этих этапов, необходимо их компенсировать, иметь возможность их прожить и получить в полной мере. Для этого необходимо изучение и учёт индивидуально-личностных и возрастных особенностей детей, их способностей, интересов и наклонностей, которые помогут замещающим родителям эффективно планировать образовательный маршрут и дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Наблюдение за поведением во вне учебное время, его отношением к труду также дают возможность родителю составить определенное мнение о личности подростка.

Основные тенденции развития ребёнка на различных возрастных этапах

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в ролевых играх, через подражание взрослым, впервые происходит примерка той или иной профессии на себя. Родителям полезно играть с ребёнком, например, в продавца, врача, повара, парикмахера, воспитателя, учителя и т.д., потихоньку привлекать его к выполнению посильных домашних обязанностей. Не пресекать инициативу дитя, когда он говорит: «Я сам» и пытается что-то сделать. Не говорить, что «тебе это рано делать, ты не сможешь», а наоборот хвалить и поощрять желание трудиться.  Необходимо отмечать, какой вид деятельности доставляет ребёнку удовольствие, вызывает интерес, что у него получается лучше всего, легко даётся, в чём он превосходит других детей. Данное наблюдение позволяет, как выявить актуальные природные способности ребёнка, так и развивать их, приучать ребёнка к труду. Совместные игры и бытовая занятость способствуют сближению, развитию коммуникативных навыков, подчёркивают его личностную значимость и важность в семье, готовят ребёнка к принятию новых социальных ролей.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение. Новообразованием данного возраста – умение учиться, добывать информацию. И, как известно, что человек лучше всего учится тогда, когда получает ответы на свои вопросы. Свои первые вопросы ребёнок задаёт ещё в дошкольный период, в так называемый период «почемучки». Важно, не гасить любознательность ребёнка, а давать доступные для его сознания ответы на его вопросы, учить находить самостоятельно ответы, используя различные источники информации, таким образом учить учиться. Необходимо также учить ребёнка задавать вопросы, если ему что-то не понятно.

Подростковый возраст – это период с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки (знание своего «Образа Я» - своих сильных и слабых сторон личности), критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни, формирование ответственности за свои поступки.

В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение, от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от желания подростка показать, проявить себя, когда другие, выступают лишь средством удовлетворения этого желания, до мотива привнести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены, приобретает ведущее, значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, аккумулируя общественную сущность ребенка. При этом личность формирует не само по себе участие в такой деятельности, а позиция растущего человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности. Включение в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает развитие у детей к старшему подростковому возрасту положительного отношения к любому социально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и готовность к нему. А на основе такой готовности к функционированию в обществе формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя, внести свой вклад в общее дело, обостряя потребность в личностном, в том числе и профессиональном самоопределении. Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы. Данное положение позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10 - 11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12-13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14—15 лет.

Профориентация подростков: зачем нужна

Как важно в жизни,

помня о желаниях,

Возможностей своих

не забывать!

Э. Асадов.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Ведь профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит, и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный. Грамотный подход, терпение со стороны родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно. В этом детям и родителям могут помочь профессиональные профконсультанты и школьные психологи, специалисты службы занятости населения, занимающиеся профориентацией подростков.

Необходимость в профориентации представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера, согласуется с требованиями профессии к индивидуальным особенностям;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Некоторые подростки склонны к частой смене интересов, поэтому профориентация должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет (начиная с 14 лет), так как на выбор профессии влияют множество факторов и мотивов. Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические
  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.
Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:
  • материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие, дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.
Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения. Необходимо также учитывать и психофизиологические особенности подростков.

Психофизиологические особенности
  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья ребёнка.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности, советуясь, в первую очередь, с лечащим врачом.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны. Во всём многообразии вопросов в профориентации подростку и его родителю, как было сказано выше, может помочь профессиональный психолог-профконсультант, к которому можно обратиться за консультативной помощью.

Советы психолога

  1. Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д.
  2. Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.
  4. Если подросток пробует себя во многих сферах: различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  5. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как способность меняться, креативность, общительность и, конечно, кругозор.

Многие замещающие родители могут спросить: «Что им делать, если их подопечный ребёнок слабо учиться, не только не определился с профессией и не знает в какое учебное заведение ему поступать, но, просто, ничего не хочет, ничем не интересуется?». Если так обстоит дело, то это говорит о том, что ребёнок в силу каких-то обстоятельств социально не созрел для выбора профессии и сам не готов, может быть в силу своей инфантильности, осознанно подойти к этому вопросу. Замещающим родителям, опираясь на актуальные способности и потенциальные возможности подопечного, посоветовавшись со специалистом (психологом, профконсультантом) необходимо дать профессию в руки, которая «не накормит его рыбой, а научит её ловить».

А освоить понравившуюся профессию, при большом желании и интересе к ней, повзрослевший мотивированный человек сможет и сам. Освоив одну специальность, можно научиться другой.

Вернуться

Опубликовано 11-12-2017, 10:33