Выбор профессии - это серьёзно

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь


Именно в подростковом периоде процесс выбора профессии является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности. Поиски призвания отнимают у человека много времени и не всегда приводят к успешному решению. Многие вообще не осознают необходимости и важности самоопределения в жизни. Отсюда поздние раскаяния, неудачи, растерянность и душевные кризисы, несмотря на то, что в нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, и каждый желающий может обратиться в понравившееся учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями. Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения. В этот переходный, критический момент лежит огромная ответственность за будущее на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих учащихся, входящих во взрослую жизнь.

Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь. Человек, сориентированный в мире профессий, обладающий коммуникативными навыками и элементами делового общения, успешно ориентируется в сложной нестабильной обстановке, ему легче избежать стресса, переносить неудачи. Как уберечь своего ребёнка от неверного профессионального выбора, сберечь своё и его время, нервы, а порой и деньги, избежать ссор и раздоров со своим взрослеющим чадом, переживающим пору юношеского максимализма, задумывается каждый заботливый родитель.

27.04.2023 в рамках занятий старшей подростковой группы состоялся профориентационный игротренинг для ребят 14-17 лет и их замещающих родителей на тему: «Выбор профессии – это серьёзно».  Содержание тренинга было направлено на обеспечение готовности родителей и детей к эффективному сотрудничеству, создание условий для повышения взаимопонимания между ними в ситуации профессионального самоопределения старшеклассников и процессе реализации профессионально - образовательных планов.

Создать для участников комфортную, дружескую атмосферу способствовали  упражнения «Имя и профессия», «Я люблю себя за то, что...», «Поменяйтесь местами те, кто...», которые позволили не только познакомиться, но и немного лучше узнать друг друга, доверять участникам, заставили задуматься о многообразии мира профессий, позволили сделать вывод, что несмотря на разницу в возрасте между родителями и детьми, есть много общего, что их объединяет.

Выполнение упражнений «Решение», «Угадай!», «Памятка» помогло ответить на вопрос о том, кто должен «ставить последнюю точку» в выборе профессии, больше оказывать влияние - сам ребёнок или родители? Одна половина участников тренинга придерживалась мнения, что это равная ответственность сторон, другая считала, что это в большей степени ответственность самого подростка, так как осваивать профессию, работать по данной специальности в будущем предстоит ему самому. Почувствовать общность переживаний участникам позволило упражнение «Продолжи предложение». Упражнение «Я советую! Я выбираю!» показало степень совпадения или несовпадения представлений родителей о желаемой профессии их детей, позволило «мирно» прокомментировать возможные причины рассогласования представлений, назвать популярные профессии в данном коллективе. Следующие два упражнения позволили детям и их родителям подготовить памятки по выбранным ранее из общего списка профессиям. Они определили последовательность шагов, которые необходимо сделать для поступления в учебное заведение. Далее проанализировали все пункты памятки и распределили ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети и взрослые по очереди говорили, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети озвучили, что поиск репетиторов - это дело родителей. И если родители соглашались с этим, то в памятке напротив данного пункта появлялось слово «родители». Если были не согласны, то слово - «дети».

Далее ведущая тренинга познакомила участников с правилами выбора профессии «Хочу! Могу! Надо!», типами и классами профессий. Детям представилась возможность получить информацию о своих интересах и способностях, степени своей уверенности и активности в профессиональном самоопределении, ответив на вопросы опросника «Ориентация», и тем самым подтвердив или опровергнув озвученный в самом начале тренинга свой выбор профессии.

В завершении занятия упражнение «Рефлексивный экран» подвело участников к выводу, что профессия, выбранная человеком оказывает влияние на всю его жизнь, судьбу и требует индивидуального внимания и подхода.

Опубликовано
12 мая 2023
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий