О профессиональном самоопределении подростков

 Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить родителей и подростков уже в 14-15 лет. Как верно выбрать профессиональное направление, на каком профиле обучения остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье, ведь еще пока именно вместе с Вами, родителями, дети осуществляют выбор профиля обучения.

Есть несколько способов выбора профессии.

Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюблённость в свое дело.

Рано или поздно и Ваши дети будут определяться с выбором профессии, но прежде им необходимо определиться с выбором профиля обучения.

Одним из наиболее значимых факторов, оказывающим влияние на выбор профильной подготовки являются склонности, интересы и способности ребенка.

Помните, что склонности и интересы ребёнка должны быть на первом месте. Выбирая профиль обучения, вы выбираете вместе с ребёнком его будущую профессию, ту работу, которой он будет вынужден заниматься многие десятилетия.

Как гласит формула счастья: счастливый человек тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Выделяют 5 основных направлений профессиональной деятельности:

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актёр, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знаковая система — все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Выраженный у учащихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания ребят. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.

Однако многие подростки уже имеют представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.

Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростков в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных занятий с учащимися в 8-9 классах.

Подростки в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.

Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Ущербность такого выбора очевидна.

Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что высшее образование еще не гарантирует трудоустройства, можно и не говорить.

Важно, чтобы и ребёнок и родители понимали, высшее образование можно получить и ступенчатым путем: ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

Одна из главных задач родителей – помочь ребёнку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.

  Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел, граница». Значит, необходимо ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо». Как правильно выбрать профессию? Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). Во-вторых, дети должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Каждый человек находит своё счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу.

Уважаемые папы и мамы!

  1. Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребёнок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей! 
Опубликовано 17.09.2018, 17:50
17 сентябрь 2018
Пахомова Ю.В.
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий